Рекомендуемые темы самообразования
1. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
2. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
4. Рассказывание по игрушке.
5. Рассказы из опыта детей и творческие рассказы.
6. Рассказывание по картине и серии сюжетных картин.
7. Пересказ литературных произведений.
8. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.
9. Развитие речи у детей раннего возраста.
10. Роль речи воспитателя в развитие речи детей.
Рекомендации по самообразованию педагога
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой деятельности воспитателя, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Администрация дошкольного учреждения должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- библиотек,
- музеев, выставок, театров, клубов,
- экскурсий,
- научных, технических, художественных, спортивных обществ,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- общения с учеными, интересными людьми,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.
Памятка по составлению самообразовательной программы
Название программы должно проистекать из конкретной проблемы профессиональной деятельности педагога.
Формулировка нужна краткая, емкая, отражающая содержание образовательной деятельности.
Объем программы:15-20 печатных листов.
Структура программы
1. Пояснительная записка
•Обоснование необходимости разработки и освоения содержания проблемы («Что я хочу сделать и почему?»).
•Вводная характеристика проблемы, степень неразрешенности проблемы, обоснование ее актуальности.
•Цель (важно указать непосредственно результат деятельности), формулировка задач.
•Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).
•Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).
•Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).
•Тезаурус (понятийный словарь).